Приветствую вас, друзья. Сегодня мы поговорим о теме, внимания которой многие уделяют крайне мало в своей работе, упуская дополнительные возможности на поприще внутренней оптимизация. А имею я ввиду перелинковку страниц сайта. Что это, зачем нужна, какие стандартные способы перелинковки существуют, а также как изменился подход к этому аспекту поисковой оптимизации в условиях современного SEO.
Что такое перелинковка страниц сайта?
Перелинковка сайта — система внутренней взаимосвязи между страницами сайта, статус ссылочных отношений каждой отдельно взятого документа ко всем остальным. К элементам перелинковки относится навигация по сайту, хлебные крошки, а также блоки вида «статьи по теме», «популярные материалы» и т.п.
Зачем она нужна?
Целей её применения несколько:
- Повышение удобства сайта. Хочется думать, что для всех это номер один в списке. Перелинковывая страницы, предлагая пользователю материалы по теме просматриваемой страницы, мы тем самым позволяем лучше сориентироваться на ресурсе, увеличиваем глубину просмотра и время, проводимое посетителем на сайте.
- Тематический вес. Работает, пожалуй, лишь в случае внутритекстовой перелинковки, когда со слова или словосочетания, близкого к теме целевой страницы, проставляется ссылка, тем самым увеличивая тематический вес реципиента в глазах поискового робота.
- Статический вес. Тоже самое, что и тематический, только тематика тут ни при чем. Простая зависимость — чем больше на страницу внутренних ссылок, тем она, вероятно, важнее.
- Повышение скорости индексации. Быстрое увеличение количества внутренних ссылок на новую страницу уменьшает сроки её попадания в поле зрения поискового робота. Объяснять, думаю, не нужно.
Стандартные способы перелинковки
Скажу честно, стандартными способами я уже не пользуюсь еще с бородатых времен скрупулезного высчитывания PR для каждой страницы сайта. Сегодня важно лишь одно — чтобы перелинковка была обращена во благо посетителей, а без этого она бесполезна, будь она хоть кольцом, хоть кренделем.
Стандартные модели, конечно, тоже помогают в этом вопросе, но они не ориентированы на него. Их задача — распределение статического веса. Вес, конечно, хорошо, но его влияние на ранжирование сайта можно определить как «символическое».
Иерархия
Красным на схеме отмечена продвигаемая страница. Вес с нескольких страниц концентрируется на целевой, а сама она делится своим весом лишь со страницей-хабом, который с неё затем распределяется по тому набору страниц, залинкованных на продвигаемую, образуя тем самым замкнутую систему. Однако в итоге получается довольно-таки хрупкая система, при которой случись что со страницей-хабом, то всё остальное летит в тартарары.
Данный вариант можно масштабировать, выстраивая прогрессию. Например, каждая страница, которая на схеме выше ссылается на продвигаемую, ссылается сперва еще на несколько страниц, которые затем уже линкуются на целевую. Таким образом получается больше ссылок на нужный документ, но из-за увеличения количества перевалочных пунктов, повышается хрупкость системы и сложность её реализации.
Кольцо
Популярная схема, при которой страницы самого низкого уровня перелинкованы друг с другом по принципу кольца: страница А ссылается на Б, та на С, которая, в свою очередь, замыкает круг, ссылаясь на А. Одновременно с этим, каждая из них аккумулирует свой вес на продвигаемой странице. Схема отлично подходит для продвижение любых типов запросов. Особенно эффективная для низко- и среднечастотных.
Звезда
Довольно хаотичный метод, при котором, как и в случае с кольцом, страницы залинкованы по кругу, отдавая при этом часть веса продвигаемой странице, но при этом элементы кольца также дополнительно и в случайном порядке перелинкованы между собой. При этом необходимо все выстроить так, чтобы на каждый документ ссылалось примерно равное количество элементов того же уровня, а также связь между двумя страницами не дублировалась. Отлично подходит для продвижения информационных сайтов.
Анализ перелинковки
Итак, вы выстроили перелинковку на сайте и теперь необходимо проверить распределение внутренних ссылок по страницам. Тут вариантов несколько — либо воспользоваться Page Weight, который рассчитает статический вес для каждой страницы, или же NetPeak Spider и Xenu, которые покажут количество входящих и исходящих ссылок на внутренние страницы. В качестве бесплатного аналога Page Weight могу предложить сервис от Megaindex.
Лично я не заморачиваюсь с расчетом веса, а только изучаю общий ссылочный профиль — количество исходящих ссылок в целом по страницам (я стараюсь делать не более 150), а также, что важнее, количество входящих на основные целевые.
Элементы перелинковки
Итак, а откуда, собственно, ссылаться? Стандартных вариантов несколько.
1. Блок похожих материалов
Самый популярный метод, при котором под материалом выводятся преамбулы «Похожих статей» со ссылками на них. Основная беда этого варианта в том, что, как правило, они нифига не похожие. И еще хорошо, если это хотя бы записи из той же категории, а ведь зачастую так и вообще случайные. Эффективность этого блока необходимо регулярно отслеживать, так как наличие таких ссылок, но отсутствие кликов по ним, сыграет вам во вред. Что с этим делать — я расскажу ниже.
2. Блоки популярных, рекомендуемых и новых материалов
Еще один стандартный метод, заключающийся в размещении сквозных ссылочных блоков на сайте, в которых будут выводиться либо последние материалы (имеет смысл для ускорения индексации, но много ссылок в такой блок лучше не ставить), либо популярные материалы (хорошая кликабельность, аккумуляция веса на трафиконесущих страницах сайта), либо рекомендуемые страницы сайта (аккумуляция веса на тех разделах, которые мы хотим продвинуть).
Общий для всех этих трех вариантов минус — низкая эффективность. Поисковая система прекрасно понимает, что это «сквозняк», снижая его эффективность. Старайтесь чередовать блоки и места их вывода — в категориях одни, на страницах материалов другие. Таким образом не придется ничем жертвовать.
3. Контекстная перелинковка
Самый действенный способ, при котором мы прямо из текста материала, с тематического анкора, ссылаемся на другую страницу сайта. Этот метод очень плохо автоматизируется. Я видел скрипты, которые предлагают подобное решение (HTracer, например), но не пробовал, да и какой-то скепсис у меня присутствует в их отношении. Так или иначе этот пункт всегда нужно держать на вооружении — наличие таких ссылок и переходов по ним очень сложно переоценить.
Куда ссылаться? Ответить на этот вопрос очень просто. Берется тема страницы (например, «meta title»), с которой мы будем проставлять ссылки на другие, и вводится в поиск по сайту на Яндексе. На первом месте мы, вероятнее всего, увидим документ-донор, а вот всё что ниже на первой странице результатов — потенциальные реципиенты, так как Яндекс считает их по крайней мере косвенно релевантными заданной теме.
Запоминаем тему страницы-реципиента и с донора ставим ссылку с максимально релевантного ей анкора.
4. Хлебные крошки
Всем знакомый модуль под названием «хлебные крошки» — отличный вариант распределения веса по сайту от самого верхнего уровня (главной страницы) до предпоследнего (категория или подкатегория). Они очень часто используются посетителями, что априори снимает с них бирку «бесполезный спам».
5. Навигация по материалу
Ставшее популярным в последний год-два решение, при котором для длинных материалов (ориентировочно от 3000 тысяч символов), формируется своё персональное меню для навигации по странице. Переход осуществляется по якорям, проставленных в различных смысловых частях текста.
Напрямую к перелинковке данный вариант не относится, так как якорные ссылки не индексируются и, что очевидно, человек остается на одной и той же странице, но, тем не менее, это очень удобная и полезная вещь, испульзумая сейчас повсеместно информационными сайтами.
Я её редко пользую просто потому, что мне лень — довольно муторное занятие формировать такое меню вручную. Пользователям же WordPress все это легко настроить путем установки плагина TOC+, который автоматически формирует меню для длинных постов на основании содержащихся в них подзаголовков.
Задача данных мероприятий проста — повысить удобство восприятия материала пользователем. Человек сразу видит краткий обзор статьи, имеет возможность быстро перейти к интересующему его участку.
Советы и распространенные ошибки
Тут расписывать особо нечего, так что просто сделаю выжимку правил, часть из которых я уже затрагивал выше:
- Не делайте слишком много исходящих внутренних ссылок на страницах (не более 150). Особенно это касается сквозных блоков перелинковки — по 3-4 в каждом будет вполне достаточно. Для блока похожих материалов можно побольше 4-6. С внутритекстовой перелинковкой переборщить сложно — чаще она просто не делается. Тем не менее, не стоит превращать текст в решето, исполосованное ссылками. Также старайтесь размещать их равномерно по тексту, а не пихать все в один абзац.
- Работающая, естественная внутренняя ссылка — та, по которой есть переходы. Это справедливо как для внешней, так и для внутренней поисковой оптимизации. Если же она есть, но по ней не бывает кликов вообще, то с точки зрения поисковой системы это мусор, спам. Поэтому нужно выводить действительно похожие материалы, на которые люди, дочитавшие текущий материал, с высокой степенью вероятности перейдут. Тоже самое относится и к сквозным блокам, но в меньшей степени, так как к сквознякам внимания со стороны ПС меньше.
- Старайтесь использовать разные анкоры. В случае с автоматическим выводом ссылок в функциональных блоках это будет затруднительно, но для контекстной перелинковки — вполне реализуемо. Когда на одну страницу десятки ссылок с одними и тем же анкором — это просто спам. Разумеется, тут речь не идет о навигации и прочих статических ссылочных элементах.
- Не ссылайтесь на одну и ту же страницу дважды. Речь тут, естественно, о простановке ссылок в рамках одного и того же. В большинстве случаев это, опять же, спам.
- Не нужно странице ссылаться саму на себя. Уже и не помню, в чем был фетиш этого метода, но он уже гаранированно давно отжил своё.
- Чаще ссылайтесь на трафиковые страницы. Больше вероятность осуществления перехода по ним. Это предположение, основанное на том, что трафиковые документы довольно востребованны в рамках тематической ячейки сайта. Получая больше переходов и просмотров, мы тем самым прокачиваем весь сайт, а не отдельные его разделы.
- Анкор ссылок обязательно должен быть релевантен ключевым словам странице, на которую идет ссылка — ложь. Ни чуть не хуже котируются безнакорные ссылки или ссылки из простых &laqup;тут», «здесь« и т.п. Поисковая система в любом случае будет сравнивать тематики и искать пересечения между донором и реципиентом, гарантируя передачу не только статического, но и тематического веса.
- Страницы товаров или статей не должны ссылаться друг на друга — ложь. Ссылки с информационных страниц на коммерческие прекрасно вопринимаются поисковыми системами. Об этом даже как-то Google писал.
- По возможности старайтесь ссылаться на главную страницу — ложь. Если на сайте грамотно выстроена навигация и присутствую хлебные крошки, то главная страница в любом случае будет аккумулировать много веса. А вот повсеместные ссылки на главную вида «наша компания», «магазин бытовой техники» и т.п. — спам.
- Простые текстовые ссылки тоже учитываются. Неактивные ссылки вида https://pingoblog.ru/ также учитываются поисковыми роботами.
Современные варианты
Очень мне приглянулся сервис relap.io, который представляет из себя бесплатное решение по умной автоматической перелинковке страниц сайта. Учитывая, что ровно такой же функционал недавно запустил и Google (но пока что он доступен лишь через интерфейс Google Adsense и лишь для сайтов с высокой — от 1000 человек в день — посещаемостью), то такой подход имеет право на жизнь.
Суть метода прозрачна — один человек в процессе навигации по сайту посетил страницы А и Б. Соответственно второму, который посетил Б, стоит посоветовать А. Эта схема масштабируется по мере накопления статистики — первый посетитель просмотрел А, Б и В, а второй А и В, ну и нужно ему подсунуть Б в таком случае.
Таким образом, данный метод полностью заточен под поведенческие интересы посетителей, ставя целью не просто передать вес от одной страницы к другой, а провести пользователя по интересующих его темам, увеличить время нахождения на сайте и глубину просмотра.
Такая перелинковка будет цениться поисковой системой, а поведенческие показатели сайта — расти. Сервис бесплатный, живет за счет возможности показа в блоках перелинковки рекламы, но эта опция отключаема. Вариантом таких блоков много, а том числе внутри контента. Ну это уже кого заинтересует — посмотрите, в конце концов это не обзор данного сервиса.