Google — крупнейшая в мире поисковая система, которая принадлежит известной американской интернет-корпорации Google Inc.
Сегодня Google — это первая по популярности поисковая система, доля которой на мировом рынке поиска приближается к 80%. Поисковик обрабатывает не менее 2 триллионов поисковых запросов пользователей в год или около 167 млрд. в месяц. По данным на 2014 год, в индексе Google насчитывалось не менее 60 триллионов документов разных форматов: PDF, RTF, PostScript, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и др.
Изначально поисковая система Google разрабатывалась в рамках учебного проекта студентами Стэнфордского университета Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Так в 1996 году появился прототип поисковой машины Google — BackRub; а позднее, в 1998 году, — крупнейший в мире поисковик. Датой юридического основания Google Inc. стало 2 сентября 1998 года. Сам же домен Google.com был зарегистрирован 15 сентября 1997 года.
Слово Google произошло от искажённого названия числа десять в сотой степени (10100) — googol («гугол»). Текущий официальный логотип Google действует с 1 сентября 2015 года. Впервые же логотип у поисковой системы появился в 1997 году. Регулярно по случаю торжественных дат и крупных мировых и региональных событий на главной странице поисковика размещают так называемый дудл или видоизменённый логотип поисковой машины, выполненный дизайнером:
Основной алгоритм, на основе которого функционирует поисковая машина, —PageRank. Это один из алгоритмов ссылочного ранжирования, на основании которого определяется авторитетность документа. Сегодня PageRank стал одним из вспомогательных факторов при ранжировании результатов в выдаче поиска. Google использует показатель PageRank найденных по запросу страниц для присвоения позиций страницам в результатах собственной выдачи.
Иными словами, PageRank — это числовая величина, характеризующая «важность» веб-страницы. Чем больше ссылок на страницу, тем она «важнее». Кроме того, «вес» страницы А определяется весом ссылки, передаваемой страницей B. Таким образом, PageRank — это метод вычисления веса страницы путём подсчёта важности ссылок на неё. Основная формула, описывающая PageRank, выглядит так:
где d — демпфирующий коэффициент, отражающий то, какую долю веса может передать страница-донор странице-акцептору. Обычно его считают равным 0.85. Буквально это означает, что страница-донор может передать 85% веса акцептору. В других источниках d является вероятностью, с которой пользователь перейдет на один из акцепторов, а не покинет страницу.
n — количество страниц, ссылающихся на страницу-акцептор;
Ti — i-ая ссылающаяся страница;
C — количество внешних ссылок на странице-доноре.
Ранее существовала такая разновидность показателя PageRank как ToolBar PageRank, которому алгоритмически могло быть присвоено значение от 0 до 10.Однако 15 апреля 2016 года инженеры Google официально упразднили показатель тулбарного PageRank.
Также в 2016 году разработчики Google официально запустили новый сигнал — RankBrain, который сразу же был объявлен третьим по значимости для поисковой системы фактором ранжирования. Основной задачей RankBrain стал поиск страниц, релевантных запросу, но не содержащих точных вхождений ключевых слов из пользовательского запроса.
Кроме того, алгоритм способствует правильной интерпретации запросов поисковой машиной; помогает выявлять закономерности между запросами, не связанными между собой очевидным образом; распределяет весь массив запросов по тематикам. RankBrain работает на базе алгоритмов машинного обучения и являет собой самообучающуюся систему искусственного интеллекта.
Кроме традиционного поиска разработчики Google уделяют большое внимание развитию альтернативных видов взаимодействия с системой. Так, с 2014 года пользователям Google стала доступна активация голосового поиска без прикосновения к экрану. Функционал успешно работает на смартфонах, функционирующих под управлением ОS Android не ниже версии 4.3. Владельцу достаточно произнести фразу «О’кей, Гугл», чтобы активировать функцию и начать поиск.
Помимо функционала веб- и мобильного поиска, Google сегодня предоставляет своим пользователям, партнёрам и клиентам множество самых различных продуктов, решений и сервисов. Все они перечислены здесь.